PDA
  В корзине:  0 товаров
  На сумму:   0 рублей
изменить кол-во | оформить
Каталог товаров
Необычные книги детям в подарок,подарки детям и малышам ...

Одежда для новорожденных ...

Современная мебель для вашего ребенка...

Выбираем коляску...

Долгожданное первое слово...

Малыш в родительской постели: за и против

Волшебные упражнения

Выбираем автокресло

Игрушки и развитие ребенка

Как выбрать кроватку для малыша

Грудное вскармливание в вопросах и ответах

Разработка эффективных интернет-сайтов

Елочные игрушки - продажа в Москве

Смотреть все ...

Долгожданное первое слово...

МАРИНА РАУЗЕТДИНОВА,
психолог-консультант, преподаватель факультета психологии СГА, г. Москва

С момента появления малыша ваша жизнь обрела новый смысл, а ваши чувства стали крепче и надежнее. Стоит заранее запастись ангельским терпением и, главное, желанием отдавать ребенку все самое дорогое, что у вас есть: нежность, заботу, ласку и внимание. Проводите с малышом как можно больше времени - для него это крайне важно, как, впрочем, и ваше совместное участие в его воспитании. Разделите ваши обязанности, проявляйте любовь не только к ребенку, но и друг к другу. Кроха, наблюдая искренность ваших намерений и чувств, каждый раз будет получать дополнительный источник для позитивного саморазвития и, скорее всего, вырастет личностью целостной и гармоничной.

Когда же оно появляется, это желанное первое слово? По срокам появления речи и объему активного словаря дети очень сильно различаются между собой. Темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, от условий его жизни и воспитания. При нормальном в целом психическом развитии один ребенок заговорит в 10 месяцев, а другой только в 1,5 года. Такие существенные индивидуальные различия сильно затрудняют определение возрастных норм речевого развития. Если ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, заинтересованно слушает, узнает названия многих предметов и явлений, то его речевое развитие идет нормально, и рано или поздно он заговорит. Задачей родителей является стимулирование активного говорения.
Как?

Многие родители предлагают ребенку повторять слова за ними: «Скажи «мама». «Скажи «мишка»... И к их радости малыш действительно повторяет, иногда очень отчетливо и внятно. Но собственно речью эти повто¬рения не являются, поскольку несут для ребенка не больше смысла, чем его обычный лепет. При регулярных и настойчивых попытках родителей «поупражняться» с малышом, многие дети начинают их избегать. Ведь никакой прямой связи между такими повторениями и первым словом нет.

Слово - это знак, то есть заместитель какого-либо предмета или понятия. Значит, за каждым словом должен стоять его смысл. Чтобы у ребенка появилось слово, должен быть предмет, который можно было бы обозначить этим словом.

Но просто наличия предметов бывает недостаточно, чтобы малыш заинтересовался ими и захотел назвать. Ведь множество предметов окружает его с первых минут после рождения, и они очень быстро становятся чем-то обыденным, не замечающимся. Чтобы ребенок стал пользоваться словом, у него должна возникнуть в этом потребность, которая состоит из двух частей: потребности общаться со взрослым и потребности в каком-нибудь предмете. Для этого ему необходимо содержательное общение со взрослым - манипулирование игрушками, разрывание бумажек и другие предметные действия. Только такое общение и совместные действия вызывают необходимость самому сказать свое первое слово.

Первые слова ребенка зачастую далеки по звучанию от настоящих названий предметов и явлений. Это отдель¬ные слоги называемого слова или какое-то его сокращение, а возможно, слово ребенка будет неожиданно абсолютно отличаться от реального (например, «тятя» - книжка). Главное, что это определенное звуковое сочетание повторяется всегда при одних и тех же обстоятельствах, то есть ребенок вкладывает в него конкретный смысл.

Особенности первых слов малыша

1. В одном слове скрыта целая фраза. Так, в первом требовательном «дай!» эмоционально звучит: «Дай же мне эту блестящую красивую ложку! Она мне очень нравится, я хочу стучать ею и пробовать на вкус! Дай же поскорее!» Начинающий говорить ребенок так полно сказать не может (да в этом и нет необходимости), но все это ярко присутствует в его заинтересованном взгляде, требовательных жестах, нетерпении, с которым тянется к желанному предмету.

2. Слово слито с предметом, то есть ребенок может назвать только тот предмет или действие, которые видит перед собой в данный момент. Малыш произносит «кика!», увидев кошку, «ляля» - играя куклой. Но говорить о кошке или кукле вне контакта с ними ребенок еще не умеет. Сейчас слово для него - неотъемлемая характеристика предмета, такая же, как форма, цвет, предназначение.

3. Одно и то же слово может определять различные предметы. Например, «дали» - это и ботинки, и крос¬совки, и сапожки. А почему? Потому что летом были сандалики - «дали», и этим словом малыш стал называть все, что обувается на ноги. Или, например, «мяу» - кошка, плюшевый медвежонок, мамина шуба, волосики. Казалось бы, совершенно разные предметы, но все они мягкие и пушистые, как кошечка, поэтому все они «мяу». Часто бывает, что целый ряд вещей малыш определяет именем их обладателя: очки, вязальные спицы, тапочки, фартук - все это «баба», поскольку принадлежит бабушке. Таким образом, ребенок делает первые обобщения предметов или явлений. Признаки, по которым обобщает малыш, могут быть совершенно неожиданными для взрослых, но они всегда ощутимые, их можно увидеть или потрогать, они тесно связаны с приятными или негативными переживаниями.

4. Несмотря на кажущуюся примитивность первых попыток говорить, в них присутствуют все основные функции речи. Это и стремление к называнию и обозначению, и стремление сообщать о своих переживаниях, и общение ребенка со взрослыми.

Необходимо помнить, что развитие речи у каждого малыша идет своими собственными темпами. Этот про¬цесс индивидуален и зависит от многих факторов. Но бывает, что малышу нужно помочь «разговориться». Чтобы ориентироваться в причинах речевых трудностей, рассмотрим самые типичные из них.

1. Задержка на этапе называния. Ребенок с охотой и помногу называет различные предметы вслед за взрослым, но не переносит свое умение в сферу общения. То есть малыш знает и может называть предметы, но в реальном взаимодействии с людьми он заменяет слова возгласами, жестами, криками. Такая ситуация невротизирует ребенка, поскольку он часто остается непонятым. Он становится капризным, выражает свое недовольство плачем и криком. Возникнуть такая задержка может в ситуации, когда взрослые ограничивают речевое общение с ребенком только называнием предметов, при этом они мало разговаривают с малышом, не читают ему.
Что делать?

  • активно использовать речь во время предметных действий - сопровождать их увлекательным рассказом со множеством подробностей;
  • организовать сотрудничество, пускай вашим девизом будет «Давай вместе!»;
  • создать питательную речевую среду - читать, слушать музыкальные сказки, как можно больше говорить с ребенком.

    2. Задержка на этапе эмоционального общения со взрослым. В этом случае общение сводится к выражению взаимной любви, улыбкам и ласкам, а слово как бы лишнее - все и так понятно.
    Что делать?

  • организовать предметное взаимодействие с малышом: только в совместной деятельности ребенка и взрослого возникает потребность в первых активных словах. .

    3. Избыточная ориентация на предметный мир. В этом случае ребенок много и с удовольствием играет с предметами, у него высокая двигательная активность, он радостно вокализирует. Но эти занятия погло¬щают его настолько, что он оказывается вне общения со взрослым. Во время своих занятий ребенок не реагирует на обращения к нему, не стремится к контакту глаз, не испытывает потребности делиться своими впечатлениями от игры. Внешне такая ситуация может выглядеть вполне благополучной и удобной - ребенок подолгу занимшм себя сам, не доставляет родителям хлопот, не стремится к взаимодействию с ними. Но в действительности это неблагоприятное явление становится причиной отставания не только речевого, но и психического развития.
    Что делать?

  • необходимо эмоциональное общение с ребенком - ласки, контакт глаз, доброе и внимательное отношение» положительные оценки; хорошо использовать для такого взаимодействия детские «забавки» - «сорока-воро на», «ладушки», «ку-ку» - прятаться за ладошками и эмоционально, радостно восстанавливать контакт глаз.
  • всем предметным играм постараться придавать «человеческий» характер: мишку кормим и укладываем спать, из кубиков строим домик для куклы, на машинке возим пассажиров и так далее;
  • стоит сократить количество игрушек, предпочесть те, в которые нужно играть вместе;
  • заинтересовать взаимодействием (например, если ребенок не проявляет интереса к игре в мячик, то катать его друг другу начинают двое взрослых, при этом искренне радуясь и забавляясь); как правило, ребенок тут же выявляет желание включиться в игру;
  • очень хороши игры с имитацией: взрослый говорит от имени разных зверюшек, которые обращаются к ребенку и друг к другу (непосредственная атмосфера такой игры увлекает ребенка, и он стремится активно участвовать в ней, в том числе и речью);
  • очень полезно совместное чтение и обсуждение красивых и интересных книжек.

    4. Задержка на этапе «детских слов». Сами по себе «детские слова» - нормальный этап речевого развития. Причинами употребления «ам-ам», «ава», «бибика», «топ-топ» и прочих специфических детских слов являются несовершенная пока еще артикуляция и особенности речевого слуха ребенка. Огрехи в произношении допустимы до 5 лет. Но бывает так, что ребенок впоследствии как бы «застревает» на детских словах, не стремится переходить к нормальным словам и улучшать свое произношение. Это чревато нарушениями чтения и письма в будущем.
    Что делать?

  • обращаясь к ребенку, четко и внятно произносить слова;
  • не нужно упрощать свою речь - этим можно оказать малышу лишь медвежью услугу;
  • заинтересуйте ребенка правильным произношением - предлагайте ему в виде игры повторять слово все четче и четче (здесь пригодятся имитации: взрослый повторяет одно и то же слово от имени разных зверей разными интонациями, но неизменно четко; ребенок повторяет за ним); нужно возвращать ребенку правильное произношение сказанного им слова (например, несет зайца: «Зяка!»
  • отвечаем: «Да, это зайка»; или увидел собаку: «Ав-ав!» - отвечаем: «Собачка»); ответ может быть как коротким, так и распространенным, главное, чтобы в нем звучало сказанное ребенком слово.

    5. Стремительное речевое развитие. Имеет место в случаях, когда сразу после года ребенок начинает говорить развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя сложные «взрослые» слова. Это, как ни странно, тоже может стать проблемой: когда речевое развитие ребенка сильно опережает все возрастные нормы и сроки, неокрепшая еще нервная система не справляется с потоком информации, возникающим в связи с активным использованием речи. Ребенок становится капризным, плохо спит, возникает тревожность и вялость - все это симптомы перегрузки нервной системы. Такая ситуация часто усугубляется тем, что рано и хорошо говорящий ребенок становится предметом особой гордости родителей. Они постоянно с удовольствием разговаривают с ним, стимулируя тем самым речевое развитие больше и больше, демонстрируют успехи ребенка всем друзьям и знакомым что дополнительно нагружает нервную систему малыша. Постоянная перегрузка - прямая дорога к неврозу.
    Что делать?

  • ребенку необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, в первую очередь, речевых; стоит уделить внимании организации полноценного и достаточного сна и ни в коем случае не перегружать малыша новой информацией;
  • важно много гулять с ребенком, играть в простые игры;
  • хорошо, если он будет часто проводить время в обществе сверстников.

    Таким образом, на пути речевого развития могут возникать совершено разные сложности. Чтобы воспользоваться тем или иным советом, родителям важно быть чуткими и внимательными к своему малышу, понимать его интересы, знать его характер. Не стоит расстраиваться, столкнувшись с трудностями. Важно отнестись к ним конструктивно и своевременно воспользоваться несложными рекомендациями.

  • трейлеры , просмотри одесский кинофестиваль в Киеве

    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru
    Copyright © 2008-2009 HappyBabyShop.RU